Уменьшение размера страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.04.2020 г.

На фоне пандемии коронавируса и в ожидании мирового экономического кризиса власти РФ приняли давно обсуждаемый законопроект о снижении размера страховых взносов. В чем будет состоять данное снижение мы сегодня и рассмотрим.

Итак, размеры страховых взносов уменьшаются с 01.04.2020 г. только для субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении сумм месячной начисленной заработной платы каждого работника, превышающей федеральный МРОТ, установленный на начало календарного года (12 130 руб.). Напомним, что субъектами малого и среднего предпринимательства могут признаваться только коммерческие организации (кроме МУП и ГУП) и ИП при условии их нахождения в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (т.е. их выручка не должна превышать 2 млрд.руб. в год (без НДС); среднесписочная численность работников не должна быть более 250 человек (за некоторыми исключениями); доли субъектов, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале общества, не должны превышать 49% в совокупности от уставного капитала или деятельность таких организаций должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих их участникам).

Если вы нашли себя в указанном выше реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, то с 01.04.2020 года вы получили возможность сэкономить на страховых взносах с заработной платы работников 15% (т.е. вместо 30% ставка составит 15%). Сумма экономии будет рассчитываться только с части месячной заработной платы каждого работника, превышающей 12 130 руб. Но здесь нужно учитывать, что в случае превышения годовой заработной платы работника суммы 1 292 000 руб. общая ставка страховых взносов становится в любом случае минимальной и равной 15%. При этом отметим, что статьей 427 Налогового кодекса РФ также предусмотрены пониженные ставки страховых взносов, которые для некоторых субъектов могут оказаться более выгодными, чем предусмотренные с 01.04.2020 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (хотя для многих, скорее всего, эти новые ставки будут более привлекательными).

Также отметим, что из средств уплаченных страховых взносов формируются пенсионные права работников. Так, в настоящий момент времени при полной ставке страховых взносов работники получают 16% страхового тарифа (индивидуальная часть) в счет формирования своей будущей пенсии (т.е. 16% из 30%). При льготной ставке 15% работники получат только 10% страхового тарифа. Т.е. уменьшение размера страховых взносов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства приведет к экономии обязательных платежей бизнеса, с одной стороны, и к уменьшению размера своей будущей пенсии их работниками, с другой стороны. На наш взгляд, очень странное решение, учитывая накопленные нашим бюджетом суммы резервов за последние два десятилетия.

Таким образом, власти решили бороться с выплатой зарплат в «конвертах», приурочив данные решения к антикризисным мероприятиям в связи с развитием пандемии коронавируса. Решение, конечно, хорошее, но потери в будущих пенсиях работников нивелируют, на наш взгляд, его положительный эффект.