Про путевые листы

Главная » Новости » Про путевые листы
09.11.2018

По порядку оформления путевых листов уже опубликовано достаточно много и разъяснений, и судебных решений. Но это не снижает количество вопросов про необходимость и специфику их заполнения. Сегодня мы постараемся систематизировать ответы на наиболее распространенные вопросы.

1. Кто обязан оформлять путевые листы? Данная обязанность предусмотрена для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. пп. 1 и 2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; п.9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152; Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529 по делу N А33-12312/2013). Причем не имеет значения для собственных нужд осуществляется перевозка или нет.

Если работник использует собственное транспортное средство в служебных целях (без передачи его в аренду организации или ИП), то оформлять путевые листы нет необходимости (плата за использование автомобиля в служебных целях уже включает расходы на ГСМ – см. Письмо Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18366). Но если автомобиль был передан организации или ИП в аренду (в т.ч. в безвозмездное пользование), то путевые листы уже потребуется оформлять.

Также требуется оформлять путевые листы, если ИП управляет собственным автомобилем в предпринимательских целях.

2. На какой срок можно оформить путевой лист? Путевой лист можно оформить на срок до 1 месяца (см. п.10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Но при этом нужно учитывать, что в путевом листе должны быть отражены все его обязательные реквизиты (в частности, отметки о предрейсовом медицинском и техническом контроле, который требуется проводить перед каждым выходом транспортного средства на рейс). Т.е. может возникнуть необходимость в дополнении реквизитов в форме путевого листа, выписанного на период свыше 1 дня.

3. Нужно ли проходить технический и медицинский контроль в отношении транспортного средства? Если оформляется путевой лист, то технический и медицинский контроль нужно проводить перед каждым рейсом (см. п.4 ст.20, п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). В случае командирования водителя предрейсовый контроль должен быть проведен только при отправлении его в командировку - см. Постановление Верховного Суда РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18.

Технический контроль должен проводиться контролером технического состояния автотранспортных средств, имеющим соответствующий диплом (см. п.4 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.04.2017 N 141; п.14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287).

Медицинский контроль должен проводиться медицинским работником, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, или медицинской организацией с соответствующей лицензией (см. п.8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Отметим, что обязанность проведения послерейсовых медицинских осмотров предусмотрена только в отношении перевозки пассажиров или опасных грузов (см. п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

 

Отметим, что штраф за непроведение технического или медицинского контроля, в т.ч. при неуказании полных данных о его проведении в путевом листе, составляет 30 000 руб. (ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП). Также отметим, что в данном случае возможны штрафы за то, что работник был допущен к работе без медосмотра, - до 25 000 руб. на ИП и до 130 000 руб. на организацию (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП), и за отсутствие предрейсового или послерейсового медосмотра - до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП).

При этом для целей налогообложения могут быть учтены путевые листы, не содержащие отметок о проведении обязательного технического или медицинского контроля, т.к. наличие данной информации не оказывает никакого значения для определения величины налогов (см. п.1 ст.252 НК РФ). Но этот вывод поддерживается не всеми налоговыми инспекциями, т.е. есть риск того, что налоговые органы не примут в уменьшение налога расходы на ГСМ, подтвержденные такими путевыми листами.