Прощение налогов и страховых взносов

Главная » Новости » Прощение налогов и страховых взносов
09.02.2018

Так уж повелось, что к очередным выборам представителей власти имеют место всяческие прощения граждан: помилования заключенных, отказ от преследований за незаконно полученные денежные средства, прощения задолженности по налогам и др. Почему это происходит в нашей стране в отсутствии политической конкуренции – отдельная тема для анализа. Мы же сегодня поговорим о том, что же нынче прощается «народу».

1. Индивидуальным предпринимателям, которые имели задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ (кроме страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) или в Фонд обязательного медицинского страхования РФ по состоянию на 01.01.2017 г., данную задолженность спишут налоговые органы (ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Причем не имеет значения, прекратил ли ИП предпринимательскую деятельность на данный момент или нет. И если эта задолженность уже была взыскана до 29.12.2017 г., то никто ее возвращать уже не будет.

Справедливости ради стоит заметить, что этот «подарок судьбы», скорее всего, случайно попал в данный предвыборный перечень, т.к. с 01.01.2017 г. весь процесс администрирования страховых взносов был передан налоговым органам из соответствующих фондов в состоянии «оставляющем желать лучшего». Видимо это и сподвигло к тому, чтобы не тратить время на восстановление корректного учета задолженности по страховым взносам, просто взять и простить ее.

2. Физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей, как действующих, так и нет), которые имели на 01.01.2015 г. задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу ее спишут, вместе с суммой начисленных пеней (ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Отметим, что «данное прощение» также носит больше технический характер, т.к. взыскать налоги за пределами трех лет (срок давности) становится довольно сложно (требуется доказать, что налогоплательщик скрывался от налоговых органов, что восстановит течение срока давности, составляющего три года, - см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 по делу N А60-13819/06-С9). В налоговых органах информация о наличии задолженности по налогам по истечению срока давности самопроизвольно не спишется (нет такого основания для списания налоговой задолженности), что может осложнить отношения налогоплательщика с государством при получении от последнего различных субсидий, государственных заказов и пр. Для ее списания потребовалось бы обращаться в суд (см. п.11 Письма ФНС России от 11.10.2017 N СА-4-7/20486@).

3. Физическим лицам, которые уплачивают налог на доходы физических лиц, и которые не уплатили его за период 01.01.2015 г. – 01.12.2017 г., но о наличии дохода у которых в налоговые органы сообщили соответствующие налоговые агенты (т.е. лица, от которых доход был получен), данная задолженность будет списана (пп.г п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Но стоит отметить, что списанию подлежит не вся задолженность, а только задолженность, не относящаяся к заработной плате, полученным дивидендам или процентам, к полученной материальной выгоде или к доходам в натуральной форме (т.е. задолженность, относящаяся, как правило, к незначительной сумме дохода, например, от доходов по предоставлению имущества в аренду, от доходов в виде полученной страховой выплаты и т.п.).

Таким образом, все вышеуказанные «прощения» обусловлены либо ошибками (бездействиями, неэффективностью), контролирующих органов, либо бюджетные потери от них носят минимальный характер. Но тем не менее сам факт их предоставления свидетельствует о том, что государство готово идти на компромисс в сфере налоговой политики, а это не может не радовать.